Всплеск экономического развития в Дмитриевске начался в середине XVIII века, когда в 1747 году началась добыча соли на озере Эльтон. Крестьяне оставляли помещиков и со всем своим скарбом отправлялись в Саратов и Дмитриевск для работы на Эльтоне.
Около 70% всей добываемой в XVIII веке соли в России падало на Эльтон. Соль возили, как правило, на волах, в сделанных специально для этих целей фурах. За каждый пуд соли возчики получали по 4 с половиною копейки. На паре волов можно было вывезти более 100 пудов соли.
1768 год знаменуется обустройством и укреплением города Дмитриевска. Комендант города - полковник Каспар Меллин сделал в городе мостовые, на Волгу – взвозы, в Кремле – крепость с батареями, палисадом, воротами и башней, казённый дом, канцелярию, каменный винный выход и гауптвахту.
В эти же годы в Поволжье было основано более 100 колоний немцев – переселенцев из германских земель, разорённых в результате семилетней войны (1756-1763).
Немцы образовали следующие колонии в камышинском уезде: Унтердорф, Мариенфельд, Эрленбах, Обердоф, Иозефсталь, Сосновку, Крестовый Буерак,Усть-Куланинку, Нижнюю Добринку, Таловку, Усть-Золиху, Лесной Карамыш, Россоши, Елшанку, Каменку, Пановку, Иловлю, Усть-Грязнуху, Иловлинский Умёт, Поповку, Норку, Сплавнуху, Гололобовку, Линёво Озеро, Олешну, Вершинку, Верховье, Памятную, Починную, Макаровку, Карамышёвку, Каменный Овраг, Грязноватку, Копенку, Гнилушку, Капаульный Буерак, Грязный Буерак, Семёновку, Новую Норку, Севастьяновку, Голый Карамыш, Ключи, Водяной буерак, немецкую Щербатовку, Верхнюю Добринку и Новую Сосновку.
В 1769 году природные богатства, животный и растительный мир нашего края изучал руководитель Оренбургской физической экспедиции, организованной санкт-Петербургской Академией наук, академик Иван Иванович Лепёхин. В своих работах он описал Камышин того времени: «Город Дмитриевск стоит на самом волжском берегу. С восточной стороны протекает речка Камышинка, а с полуденной Волга. …Самое большое достоинство сего города составляет соляная пристань, которая питает большую часть прихожего народа… Церквей только три, две деревянные и одна каменная. Купечество в нём зажиточно. Промыслы купеческие состоят по большей части в рыбе, отпуске хлеба и скотины, которую они получают от кочующих в соседстве калмыков. Без них жители питались от посева дынь и арбузов, которые вкусом превосходят астраханские…».