В семи километрах северо-западнее города Камышина, в верхней части пологого левого склона долины речки Камышинки возвышаются невысокие горы, так называемые Камышинские Уши. Из них выделяются два резко очерченных холма – Карпунинские и одиночный холм – останец Шишанка, расположенный в полутора километрах к востоку от Ушей, так называемая Гора Лоб.
Горы имеют высоту над уровнем океана сто семьдесят четыре метра, однако над окружающей местностью поднимаются всего на 30-40 метров. Сложены они массивными плитками серого песчаника. Кварцевый песчаник – очень крепкая порода, его глыбы иногда образуют отвесные стены. Основания их покрыты обломками самой разной величины. На обломках встречаются отпечатки листьев древесных пород, которые давно уже привлекают внимание геологов, геоботаников, географов.
В 40-х годах XIX века Нижнее Поволжье посетил один из крупнейших учёных своего времени, президент Лондонского геологического и географического общества Родерик Импей Мурчисон. Исследовав обширные пространства России и Урала, Мурчисон составил «Геологическое описание Европейской России».
В «Описании» читаем: «…к северо-западу от города Камышина в кременистом песчанике мы нашли прекрасно сохранившиеся отпечатки листьев двудольных деревьев, которые, бесспорно, относятся к третичному периоду».
Так было научно открыто широко известное ныне в мировой геологической и ботанической науках месторождение отпечатков древней флоры, впоследствии изучавшееся не одним поколением геологов и привлекающее многочисленных любителей природы – школьников, студентов, туристов.
Здесь побывали академик Павлов (геолог), профессор Палибин (ботаник). Наиболее полно изучили его и описали биологи Краснов и Баранов. Такой интерес к этому природному памятнику объяснятся сравнительной редкостью на Русской равнине находок палеогеновой субтропической флоры.
Также особый интерес вызвали камышинские горы Уши у одного из выдающихся натуралистов девятнадцатого века, академик, основатель Русского географического общества – Карл Максимович Бэр.
Иван Фёдорович Ключин, у которого квартировал Бэр, и другие камышане подарили учёному несколько окаменелостей с отпечатками листьев древних растений.
Результатом экспедиции учёного по изучению Каспия и Волги стал капитальный труд и серия изданий по географии.
В работах Бэра можно найти описания долины реки Камышинки и белой глины в районе села Белогорок, где встречаются редкие и реликтовые растения. Со всеми этими и другими материалами исследователя можно ознакомиться в Доме-музее Карла Бэра в городе Тарту.
Здесь обнаружены отпечатки листьев, принадлежащих не существующим сейчас растениям – каштано-дубу русскому, литсее великолепной, калине гигантской, оксикартании, девальквее. Среди них найден отпечаток растения, нигде более не встречаемый, получивший название - магнолия камышинская.
Примерно сорок миллионов лет назад этот район был прибрежной частью тёплого мелководного бассейна. По его берегам произрастала пышная субтропическая растительность. Приносимые ветром листья попадали в осадок и в окаменевшем виде дошли до наших дней.
После ухода палеогеновых морей (тридцать миллионов лет назад) вода и ветер сформировали Камышинские Уши. Крепкий песчаник, противостоя внешним силам, образовал миниатюрные горы. В этом районе, как и вообще в окрестностях Камышина можно обнаружить не только отпечатки листьев, но даже окаменелую древесину: ветки, стволы.
Сегодня Камышинские Уши являются геологическим памятником, который нуждается в охране.
Остаётся добавить: коллекции камней камышинских гор с отпечатками растений ледникового периода хранятся ныне в музеях Поволжья и даже в Британском музее в Лондоне.