История города Камышина и Камышинского района

География города Камышина и Камышинского района

Население города Камышина и Камышинского района

Экономика, финансы, производство и хозяйство города Камышина и Камышинского района

Система образования города Камышина и Камышинского района

Культура, исскуство и религия города Камышина и Камышинского района

Здроровье и спорт в городе Камышине и Камышинском районе

Места для развлечения и отдыха в городе Камышине


 
основание · камышин · дмитриевск · современность · великая отечественная война · добровольцы · советсякая власть · революция · Xix век · развитие · экономика · Xviii век · екатерина ii · переименование города · емельян пугачев · разграбление · охрана природы · камышинский район · почва · животные · растения · река · озеро · пруд · вода · лед · волга · водохранилище · камышинка · столбичи · горы уши · песок · питомник · парк · · фауна · рыбы · флора · природа · климат · полезные ископаемые · глина · рельеф · ландшафт · геология · граница · расположение · трасса · площадь · население · знаменитости · история · торговля · общественное питание · транспорт · аэропорт · порт · энергетика · тэц · электричество · кэс · промышленность · производство · бизнес · завод · образование · школа · кружок · музыка · творчество · институт · вуз · училище · пту · детский сад · религия · храм · церковь · памятник · культура · библиотека · театр · банк · спорт · здоровье · медицина · больница · бородинский мост · строительство · остров · петров вал · иловля · ураков бугор · утес степана разина · автомобили

Реклама
 
Когда смотришь на эти ролики охватывает чувство гордости за свою страну и наших красоток.
 

Петров Вал


 

Администратор сайта, Добавлена: 31.10.08

 

На территории нашего района в Петровом Вале находиться уникальный исторический памятник Нижнего Поволжья – канал Камышинка-Иловля, сооружённый в конце XVII – начале XVIII веков. Над памятником пронеслись столетия, однако он хорошо сохранил строгие пропорции своих земляных сооружений.

Этот редкостный памятник истории вызывает неизменный интерес у жителей города и района, у пассажиров железнодорожных поездов, всех любителей истории. И сам посёлок и железнодорожный узел основанные в годы Великой Отечественной войны, получили своё название в честь этого знаменитого сооружения в честь петровской эпохи.

История памятника такова. Летом 1695 года Пётр I отправляясь в поход против турок проследовал по Волге до Царицына. Здесь его войска совершили сухопутный переход до села Паньшино ( ныне Иловлинский район), откуда по Дону добрались до Азова.

Изучая местность по картам, Пётр обратил внимание на междуречье между Камышинкой и Иловлей. Год спустя, 4 ноября 1696 года, на совещании царя с боярами в Москве было принято решение соединить Волгу с Доном каналом между притоками этих рек – Камышинкой и Иловлей, для чего следовало соорудить систему шлюзов. Соединились бы Каспийское и Чёрное море. В связи с длительными военными действиями с Турцией каналу придавалось большое военно-хозяйственное значение.

Об истории создания этого гидротехнического сооружения писали один из строителей канала и шлюзов английский инженер Джон Пери, видный историк Н.М. Карамзин, русский специалист Н.Дуров, старший научный сотрудник архива академии наук СССР В.Ф. Гнучева, главный геолог Волго-Донского канала и Сталинградской ГЭС В. Галактионов и другие.

Историк Н. М. Карамзин считал, что первоначальные работы по сооружению канала следует относить к 1569 году, когда, по его мнению, канал был прорыт турецким султаном Селимом II, выполнявшим замысел своего отца Сулеймана Великого. Сооружением такого канала можно было действительно закрепить владычество Крымской орды на Каспийском и Азовском моря, создав этим постоянную угрозу России.

Мнение Карамзина было опровергнуто учёным И.Х. Штукенбергом, указавшем в своём исследовании, что султан соединить две реки не мог, так как, по имеющимся сведениям, войска Селима II пробыли в сентябре 1569 года на Камышинке всего восемь дней, совершенно недостаточных для такой огромной работы. Дошедшие до наших дней остатки двух каналов, один из которых нередко называется «турецким», пишут Н. Дуров и В.Ф. Гнучева, легко объяснить ходом выполнения проектов, задуманных Петром I. Техническое обследование, так называемого «турецкого» канала также, как пишет и Штукенберг, убеждает в том, что он мог быть сооружён только на рубеже XVIII века.

… в 1696 году был уже составлен проект канала и, как сообщает Н. Дуров в своей статье, Пётр послал его на обсуждение во Французскую академию наук. Работы начались в 1697 году под главным начальством астраханского губернатора князя Б.Н. Голицына. Помощником Голицына «по шлюзному и перекопному делу на Камышинке» был назначен инженер Брекель.

В 1698 году часть канала была вырыта, а на Камышинке был построен Брекелем шлюз, сообщает Н. Дуров. Но Брекель не сумел достаточно укрепить основание шлюза: когда он был наполнен и ворота заперты, то вода из камеры, размыв основание вышла из закрытого шлюза. Брекель спешно и почти тайно, в отсутствие Петра выехал за границу. Для оправдания он написал Петру I письмо, в котором жаловался на князя Голицына, который по его словам недоброжелательно относился к делу, тормозил работы на канале и так далее.

Приглашённый в 1698 году английский инженер Джон Пери приступил к работам на Камышинке и сразу же признал, как указывают выше указанные авторы, направление выбранное Брекелем, неудобным. Он составил проект канала по новому направлению и представил его Петру в том же году. Пётр I утвердил проект Перри, и к работам приступили летом 1699 года. Этим объясняется наличие остатков двух каналов.

Однако и Пери не закончил работы. Огромное количество требовавшихся ему денег и. главное рабочей силы, было несовместимо с расходами на начавшуюся новую войну со Швецией. Работы продолжались с перерывами до 1704 года.

Сооружение, начатое Петром I, после его смерти было надолго забыто. Только в 1768 году Академия наук дала поручение обследовать реки Камышинку и Иловлю в целях определения возможности их соединению небольшому астрономическому отряду профессора Г. М. Ловица и адъюнка (впоследствии академика) П.Б. Иноходцева.

Начатые Ловицем и Иноходцевым в 1771 году и продолжившиеся с большими перерывами до лета 1774 года нивелировочные работы на камышинке были прерваны смертью Г.М. Ливеца 8 августа 1774 года.

Строительство в XVII – XVIII веках шлюзного канала Камышинка – Иловля интересно для истории гидротехники вообще и истории сооружения на Волге в частности.

Сегодня, Петровальский канал уникальный из числа себе подобных сооружений, и пожалуй, единственный, дорог нам как памятник труду и дерзости наших предков.

К сожалению, этот исторический памятник у нас не берегут. Он не отмечен памятной доской, во многих местах изуродован безжалостным ножом бульдозера, петровальское железнодорожное депо сливает на дно канала промышленные стоки.


 

Фотографии с нашего сайта, возможно относящиеся к этой статье

 

Ключевые тэги этой статьи: камышинский район · камышинка · памятник · петров вал · иловля

 

← На предыдущую страницу
← В раздел «История города»
← На главную страницу статей о Камышине
→ Обсудить на форуме

 
 
 
Написать свой комментарий